АВТО-КВАРТАЛ
Как сохранить эффетивность тормозов

Действительно, от эффективности тормозной системы напрямую зависит безопасность движения, а порой и жизнь. Но, к сожалению, не все уделяют ей должное внимание, занимаясь лишь тогда, когда появляются существенные проблемы. Давайте рассмотрим основные элементы, из которых состоит тормозная система и оценим их надежность.
1. Педаль тормоза. Ломается крайне редко, но проблема в другом, в холодное время года за время стоянки на ней может образовываться наледь и в нужный момент вы просто можете соскользнуть ногой с педали. И не надо над этим смеяться, ситуация действительно серьезная и реальная. Проще проверить, чем куда-нибудь въехать.
2. Система стояночного тормоза. Зачастую напрямую связана с системой торможения. Но также может идти и отдельным контуром, приводясь в действие рычагом, кнопкой, далью. Из проблем: — коррозия или загрязнение троса — несовершенство барабанного механизма, приводящего к заклиниванию и стиранию колодок, так же это часто происходит из-за заклинивания троса ручника — перегрев от заклинивания системы, разрушение колодки, в последствии проблемы с перегретым ступичным подшипником
3. ГТЦ – главный тормозной цилиндр. Это такое устройство, которое преобразует движение педали в давление тормозной жидкости, и раньше с ним было довольно много проблем. Но сейчас ситуация значительно лучше, но могут подвести резиновые уплотнения. Главное следить за уровнем тормозной жидкости и ее качеством. О чем поговорим ниже.
4. Тормозная жидкость. Тормозная жидкость очень гигроскопична: легко впитывает в себя влагу из воздуха. И от этой воды коррозия элементов тормозной системы ускоряется. Кроме того, меняются характеристики самой жидкости. Температура её кипения. В момент торможения колодки и диск очень сильно нагреваются, нагревают суппорт и тормозную жидкость. Свежая тормозная жидкость этот нагрев переживает легко. А вот если в ней есть вода, то произойдёт следующее: вода стремительно закипает и в жидкости образуется паровая (газовая) пробка. Жидкость теряет необходимую для работы особенность – несжимаемость. Педаль проваливается в пол, а колодки не держат диск … То есть тормоза просто пропадают. Надо ли говорить, что это может быть смертельно опасно? Но, чтобы избежать проблем, достаточно менять тормозную жидкость раз в два года. А также периодически проверять ее качество специальным тестером в автосервисе. Быстро, дешево, сердито и с полной уверенностью. Что все в порядке.
5. Вакуумный усилитель. Первый признак его неисправности на эффективность торможения почти не влияет, а проявляется следующим образом: при торможении на холостых оборотах мотор либо глохнет, либо пытается это сделать. Дальше становится заметным рост усилия на педали тормоза. Настолько заметным, что на педаль можно давить обеими ногами, а результат будет так себе. Проверять работу и проводить ремонт вакуумного усилителя, стоит доверять только профессионалам.
6. Блок ABS. По-простому — гидроблок, исполнительный элемент системы торможения в нём стоят: электромагнитные клапаны, гидроаккумуляторы и насос. Управляет им электронный блок. Когда на панели приборов загорается и не гаснет лампочка ABS, систему нужно проверять, желательно в сервисе. Но сам блок довольно редко подкидывает проблем, гораздо чаще из строя выходят его датчики.
7. Тормозные трубки и шланги. Неисправности у трубок в общем-то одинаковые – они могут только протекать. Трубки текут в основном из-за коррозии и зачастую по завальцовке, а шланги могут лопаться. Поэтому надо при проведении ТО осматривать, следить за подтеканиями, вздутиями или грыжами на шлангах. А при проявлении признаков неисправности немедленно менять. 8. Тормозной суппорт. Важный агрегат, который, к сожалению, наиболее часто просит обслуживания и подвержен поломкам, приводящим к довольно глобальным проблемам: — заклинивание поршня из-за коррозии или рассыхания резинок уплотнителей — заклинивание скобы из-за закисания направляющих суппорта(пальцев) — перегрев дика и колодок из-за вышеописанных причин — перегрев ступицы и подшипника — увод машины в сторону при торможении, вплоть до разворота — неадекватная работа системы стабилизации и ABS
Всего этого можно избежать если хотя бы раз год проводить обслуживание суппортов: чистку, смазку, периодически, замену резиновых уплотнителей. Это гораздо дешевле чем исправлять последствия перегрева.
9. Тормозные диски. Наиболее частая проблема – искривление и последующее биение в руль при торможении. Наступает при сильном перегреве, зачастую из-за закисания суппорта. Реже, из-за активного торможения и попадания на раскаленный диск воды. А также из-за некачественного изготовления или брака. Немаловажно следить за износом диска, так как имеются вполне определенные допуски по толщине диска, исчерпав которые его нужно заменить.
10. Тормозные колодки. Без них по сути нет и торможения. Тут проблем не много. — износ колодок — уменьшение эффективности торможения из-за перегрева колодок — разрушение колодок – брак — скрип колодок
Тут достаточно просто своевременно проверять колодки и при необходимости производить замену.
Что еще влияет на эффективность торможения?
1. Состояние подвески вашего автомобиля! Да-да. Уставшие амортизаторы не только существенно удлиняют тормозной путь, но и приводят к нестабильному торможению. 2. Шины. Плохая резина не в состоянии обеспечить адекватное сцепление с поверхностью, что приводит к проскальзыванию и, порой, существенному удлинению тормозного пути. Но это совсем другая история.
Дорогие автомобилисты, не экономьте на содержании тормозной системы в порядке. Ведь это ваша безопасность!